Отслеживая тенденцию совершенствования бронетанковой техники союзников (и в первую очередь Красной Армии) в плане повышения бронезащищенности, немецкое командование вполне обоснованно пожелало усилить вооружение танков, приспособив для них самые мощные полевые буксируемые 8,8-см противотанковые пушки, принятые на вооружение в 1941 году, и больше известные как PaK43/41 и PaK43 (Panzerabwehrkanone). Выпускаемый из них с начальной скоростью 1000 м/с бронебойный снаряд массой 10,2 кг пробивал на дистанции 2000 м броню толщиной до 132 мм под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберный — и того более.
Техническое задание на машину, превосходившую «тигр» не только по огневой мощи, но и по другим параметрам, выдали фирме «Хеншель» и конструкторскому бюро Порше в августе 1942 года, то есть еще задолго до окончательной отработки пушки KwK43. Важным требованием было рациональное расположение броневых листов корпуса по подобию советских Т-34.
Э.Адерс и Ф.Порше вновь начали состязание — чей танк признают лучшим. Как и прежде, Ф.Порше проиграл. Он стал попросту подгонять свой «тигр» под новый проект. На машине «тип 180» в смещенной вперед башне конструктор предполагал установить 15-см пушку (L/37) или 10,5-см с длиной ствола 70 калибров. Но вскоре эту затею оставил и принялся создавать VK4502(Р). Впрочем, большая потребность в дефицитных материалах, в частности меди, поставила крест и на этом танке конструктора-неудачника.
Первый образец Э.Адерса тоже отвергли, а вот второй VK4503(H) — приняли. Прототип изготовили лишь в октябре 1943 года. Правда, Э.Адерсу предложили включить в нее некоторые удачные конструктивные находки фирмы MAН, работавшей тогда над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик настаивал на унификации последующих поколений серийных машин.
К производству танка, получившего обозначение Pz Kpfw VI Ausf B «Tiger II» (Sd Kfz 182) (в нашей литературе известен как «королевский тигр»), приступили в январе 1944 года. Сначала со сборочного конвейера завода фирмы «Хеншель» сходили обе «шестерки». Тем не менее в том году выпустили 377 «королевских тигров», а в январе-марте 1945-го — 112. Максимум — 84 танка — пришелся на август 1944 года. Всего же построили 489 таких машин.
Первые 50 «королевских тигров» получили башню обтекаемой формы конструкции Порше. Основание командирской башенки выступало за ее боковую стенку. Закругленная лобовая часть создавала заметный «заман». Этот специфический термин очень тонко характеризовал главный недостаток конструкции: снаряд, попадавший в скошенную броню, отражался вниз и пробивал относительно тонкую крышу корпуса. С июля 1944 года машины стали комплектовать более простой башней Адерса, которая к тому же в лобовой детали имела броню 185 мм вместо 100 мм у башни Порше.
Почти третью часть боекомплекта — 22 унитарных снаряда в горизонтальном положении — разместили в большой кормовой нише башни вблизи казенника пушки. Вместе с механизмом заряжания это повышало боевую скорострельность и облегчало работу заряжающего.
«Королевские тигры» имели оптические приборы очень высокого качества. Командир же танка располагал еще и панорамным артиллерийским прицелом. Следовательно, дальность ведения огня теперь ограничивалась только максимальным углом возвышения пушки — 15 градусов (для сравнения: у «тигра» — 10, у «элефанта» — 14 градусов).
Башня в отличие от «тигра» и «пантеры» была без полика. Механический (как на «тигре») привод ее поворота дополнялся гидростатическим, управлять которыми могли и наводчик, и командир.
Для уменьшения загазованности боевого отделения предусматривалась система продувки сжатым воздухом канала ствола пушки до открытия затвора после выстрела. Командирская башенка была такой же, как на «пантере». Через люк в заднем обводе башни меняли ствол пушки, загружали боеприпасы и покидали танк в аварийных ситуациях. Ее прямоугольная дверца имела пистолетную амбразуру.
В корме располагалась силовая установка — двигатель «Майбах» HL230P30, такой же как и на «пантере». Трансмиссии «тигров» друг от друга отличались лишь некоторыми деталями: на модификации B у механизма поворота отсутствовали две степени свободы при прямолинейном движении. Управление механизмом поворота осуществлялось гидросервоприводом посредством штурвала; механический привод являлся резервным.
Более существенны расхождения в ходовой части. Сдвоенные катки с внутренней амортизацией и тем же шахматным расположением не заходили в промежутки с соседними блоками, а чередовались на длинных и коротких осях балансиров. Подвеска катков торсионная одинарная. На первом и девятом узлах находились гидравлические амортизаторы. Ширина «боевых» гусениц составляла 800 мм. При перевозке по железной дороге они заменялись на узкие «транспортные» — 660 мм, внешние катки снимались. Верхние ветви гусениц прикрывались экранами, защищающими танк от кумулятивных снарядов.
«Королевский тигр» в дуэльном огневом бою превосходил все танки Второй мировой войны. Обладал он и наибольшей боевой массой — 68 тонн. Командирские танки оснащались дополнительной радиостанцией.